Биография

Сейчас его имя известно во всём мире, и, пожалуй даже в нашей республике трудно найти человека, никогда не слышавшего имя Eminem. А тем не менее каких-нибудь два-три года назад никто бы и предположить не мог, что он добьется такой славы. Его жизненный путь - не из легких. Много преград стояло на пути Эминема. И ведь всё могло быть иначе, если бы он не встретился с Ронни, если бы у него не родилась дочь, или если бы ему удалась его попытка самоубийства... Но обо всем по порядку. 1973 год, Канзас-сити, штат Миссури. Пятнадцатилетняя Дебби Нельсон (Debbie Nelson) - никому не известная певица в одном из местных музыкальных коллективов. Она выходит замуж за одного из членов группы.
17 октября 1973 года у них рождается сын, его называют, как и отца, Маршалл Мавэрс III (Marshall Mathers III). Когда ребенку было шесть месяцев, его отец бросил семью. Маршалла часто оставляют жить у родственников. Он привязывается к брату своей матери Ронни (Ronnie Polkingharn). Маршалл со своей матерью постоянно переезжают с места на место.
Когда Маршаллу было 12 лет, он и Дебби окончательно поселились в Восточном районе Детройта, штат Мичиган. Здесь у мальчика появилось много неприятностей. В четвертом классе его каждый день терроризировал какой-то старшеклассник. В школе было не лучше. Маршаллу приходилось менять школу каждые два или три месяца, и ему трудно было с кем-то дружить, хорошо учиться и не попадать ни в какие неприятности. Зимой 1983 года Маршалла избили так жестоко, что он пролежал в коме десять дней. Годы страданий будут иметь серьезное влияние на все творчество Эминема. В 1984 году Маршалл со своей мамой возвращаются в Канзас-сити, и Маршалл опять встречается с Ронни. "Мой дядя на самом деле был моим лучшим другом", вспоминает Маршалл. Ронни был фанатом рэп-музыки, он записал несколько своих рэп-кассет для Маршалла. "И я подумал: черт, ведь это то, что я могу делать!" Вообще, Ронни оказал большое влияние на последующее творчество Эминема. Когда Маршаллу было еще 9 лет, Ронни принес кассету, которая изменила все представления Маршалла о рэпе:
Ice T "Reckless". В 13 лет Маршалл начинает придумывать и записывать свой рэп. Маршалл увлекся рэп-музыкой, он начал заниматься рэпом в школьных столовых, устраивал там фристайлы и в конце-концов приобрел репутацию способного рэппера. Он берет себе имя Eminem. В 15 лет Маршалл в школе встречает свою будущую жену, Ким Скотт (Kim Scott). В том же году он основывает свою первую рэп-группу. "I never would do it without him" -, говорит Эминем о Ронни: "Если бы не он, я бы никогда не стал этим заниматься". В 17 лет Маршалл уходит из школы, после этого он перепробовал несколько странных низкооплачиваемых профессий.
Эминем выступает каждую ночь в прямом эфире на одной из местных радиостанций. Ему говорят, что он "слишком хорош... для белого парня". Летом 1992 года Ронни приезжает к Маршаллу в Детройт. Он советует Эминему прекратить заниматься рэпом. Маршалл не мог с ним согласиться: "I wanna be a rap star, I'mma be a rapper, I'mma be a rapper - that's my occupation, that's what I wanna do". ("Я хочу быть рэппером, это мое занятие, это то, что я хочу делать.") В 1992 году Эминем начинает выступать в самом известном хип-хоп клубе Детройта. Каждую неделю Маршалл принимает участие в рэп-конкурсах. Через год он начинает выигрывать в них постоянно. Эминема приглашают выступать на лучшую хип-хоп радиостанцию в Детройте.
13 декабря 1993 года Дебби звонит Маршаллу в дом его друга. "Она кричала, и я спросил у нее - что такое? в чем дело? А она просто плакала. И она сказала: "Ронни умер". Ронни совершил самоубийство. Маршалл погружается в глубокую депрессию. Он не выходит из своей комнаты часами и слушает записи Ронни, те кассеты, которые Ронни записывал для него. "Часто я виню себя в этом. Я думал: может быть, если бы Ронни сначала позвонил мне, поговорил со мной - то может, он не сделал бы этого". Эминем перестает писать песни и заниматься рэпом.
В марте 1995 Ким говорит Маршаллу, что она беременна. 25 декабря 1995 года у них рождается дочь Хэйли (Hailie Jade). Эминем возвращается к творчеству с обновленным репертуаром и становится известным в хип-хоп андерграунде. Небольшая звукозаписывающая компания соглашается работать с Эминемом. Он пишет песни для радио. Осенью 1995 года в Детройте был выпущен первый альбом Эминема, Infinite. Альбом не приносит успеха, песни из этого альбома отказываются крутить даже по радио. Эминема обвиняли в копировании таких рэпперов, как Nas и AZ, в общей сложности было продано не больше 1000 копий альбома. Звукозаписывающая компания не смогла вернуть деньги, затраченные на производство. Эм, Ким и Хэйли были выселены из квартиры. У Эминема не было денег даже на то, чтобы купить пеленки для своей дочери. Ким уходит от Маршалла и забирает с собой Хэйли. Она не пускает его в дом своих родителей и не разрешает ему видеться с Хэйли. Декабрь 1996 - Эминем выживает после передозировки. "Я был просто неудачником.. И я хотел покончить с этой жизнью.."
Январь 1997 - Эминем берет себе имя Slim Shady и начинает писать новые песни, многие из этих песен затрагивают его прошлое. В том же году авторитетный журнал Source признал его выступление на телепередаче Wake Up Show лучшим в 1997 году, и после 10 месяцев выступлений в хип-хоп клубах он был приглашен в Лос-Анджелес на ежегодный конкурс Rap Olympics. LOS ANGELES, 24 октября 1997, The Rap Olympics - после шести пройденных этапов Эминем выбывает из соревнования, он занимает второе место. Во время этой поездки Эм и его менеджер Пол Розенберг (Paul Rosenberg) дали представителям компании Interscope Records дэмо-запись Эминема.
В следующем году был выпущен альбом The Slim Shady EP. Песня 'Just Don't Give A Fuck' из этого альбома стала широко известным хитом в андерграунде, Эминема пригласили принять участие в записи синглов рэппера MC Shabaam Sahddeq ("Five Star Generals") и детройтской рок-группы Kid Rock ("Devil Without A Cause"). Один из лучших хип-хоп продюсеров, Dr. Dre, услышал альбом Эминема и встретился с ним в 1998 году, с этого и началось их сотрудничество. Они начали запись альбома The Slim Shady LP под маркой Aftermath Records, Дрэй был сопродюссером этого альбома. За первые пять часов их работы в студии было записано три трэка. Эминем посвящает альбом своей дочери.
23 февраля 1999 - выходит альбом The Slim Shady LP. Альбом появляется в марте 1999 на втором месте в рейтинге по продажам Billboard Chart. Коммерческий успех альбома поддерживали синглы "My Name Is" и "Guilty Conscience", на которые были выпущены клипы для MTV. Эминем участвует в выпуске сборника "Soundbombing Volume 2 compilation" компании Rawkus Records и сотрудничает с признанной Missy Elliott в песне "Da Real World".
Альбом стал трижды платиновым (было продано больше 3 000 000 копий). В 1999 году Эминем получает премию MTV как лучший новичок и две статуэтки на церемонии Грэмми в номинациях "лучший хип-хоп альбом" и "лучшее выступление". В сентябре 1999 компания Interscope Records дает Эминему свой лэйбл, "Shady Records". Ким возвращается к Эминему, они законно оформляют свои отношения и покупают дом. В апреле 1999 года известный журнал Rolling Stone берет интервью у Эминема. Его спрашивают об его детстве.. и об его матери. В журнале появилась статья с упоминанием о "счастливой мамочке-наркоманке".
В сентябре (заметьте, не сразу же) Дэбби подала судебный иск против Эминема на 10 миллионов долларов (подождала, пока у него появятся деньги?) за клевету. Помимо всего прочего, альбом Эминема и его выступления в журналах вызвали у нее "нервное истощение, отсутствие самоуважения и потерю репутации". В детройтской газете Detroit News Дэбби Мэверс-Бриггс объяснила свою позицию: "Он всем говорил, что у него было на самом деле плохое детство, хотя это совсем не так". Итог - затянувшееся судебное разбирательство.
В ноябре 1999 Эминем возвращается в студию для записи своего нового альбома, The Marshall Mathers LP. Эминем говорит, что в новом альбоме он покажет, что такое свобода слова. В мае 2000 The Marshall Mathers LP появляется сразу на первом месте в рейтинге Billboad Chart. Проданный за первую неделю в количестве 1 760 049 копий, он вызвал много споров, многие считают его тексты неоправданно жестокими. В любом случае, этот альбом был признан лучшим из всех альбомов Эминема и принес ему еще большую мировую известность и множество музыкальных наград. К октябрю 2000 года было продано более семи миллионов копий альбома.
Сейчас, после развода с Ким, Эминем продолжает свою музыкальную карьеру в проекте с группой D12, хочет заниматься продюсерской работой и выпустил на DVD многосерийный мультик собственного сценария.
The average rapper wouldn't be able to grace the pages of Rap Pages, VIBE, Rolling Stone, Spin, The Source, URB and Stress and go on a national tour months before their major-label debut album is released. Then again, Eminem isn't an average rapper. He's phenomenal.
The impending release of the The Slim Shady LP, his first set on Aftermath/Interscope Records, already has underground hip-hop heads fiending for Eminem. Chock full of dazzling lyrical escapades that delve into the mind of a violently warped and vulgar yet extremely talented wordsmith, the 14-cut collection contains some of the most memorable and demented lyrics ever recorded.
For Eminem, his potentially controversial and undoubtedly offensive songs will strike a chord with a multitude of hip-hop loyalists who believe they have little to lose and everything to gain. "I'm not alone in feeling the way I feel," he says. "I believe that a lot of people can relate to my sh*t--whether white, black, it doesn't matter. Everybody has been through some sh*t, whether it's drastic or not so drastic. Everybody gets to the point of 'I don't give a f**k.'"
Those words are more than just a slogan for the Detroit resident. "I Just Don't Give A f**k" and "Brain Damage" are the two songs comprising Eminem's initial single from The Slim Shady LP. Each tune is sure to paralyze meek listeners with their relentless lyrical assault. Produced primarily by long-time collaborators FBT Productions, the Slim Shady LP also features beatwork from Aftermath CEO Dr. Dre. The N.W.A. alum handled beats for "My Name Is" (the second single), "Guilty Conscience" and "Role Model." Dr. Dre was so impressed after hearing Eminem freestyling on a Los Angeles radio station that he put out a manhunt for the Michigan rhymer. Shortly thereafter, Dre signed Eminem to his Aftermath imprint and the two began working together. Thoroughly impressed with Eminem's previously released independent Slim Shady EP, Dre said they would include many of the EP's tracks on the album.
"It was an honor to hear the words out of Dre's mouth that he liked my sh*t," Eminem says. "Growing up, I was one of the biggest fans of N.W.A, from putting on the sunglasses and looking in the mirror and lipsinking to wanting to be Dr. Dre, to be Ice Cube. This is the biggest hip-hop producer ever."
But like many other rappers, Eminem's rise to stardom was far from easy. After being born in Kansas City and traveling back and forth between KC and the Detroit metropolitan area, Eminem and his mother moved into the Eastside of Detroit when he was 12. Switching schools every two to three months made it difficult to make friends, graduate and to stay out of trouble.
Rap, however, became Eminem's solace. Battling schoolmates in the lunchroom brought joy to what was otherwise a painful existence. Although he would later drop out of school and land several minimum-wage-paying, full-time jobs, his musical focus remained constant.
Eminem released his debut album, Infinite, in 1996. Desperate to be embraced by the Motor City's hip-hop scene, Eminem rapped in such a manner that he was accused of sounding like Nas and AZ. "Infinite was me trying to figure out how I wanted my rap style to be, how I wanted to sound on the mic and present myself," he recalls. "It was a growing stage. I felt like Infinite was like a demo that just got pressed up."
After being thoroughly disappointed and hurt by the response Infinite received, Eminem began working on what would later become the Slim Shady EP -- a project he made for himself. Featuring several scathing lines about local music industry personalities as well as devious rants about life in general, the set quickly caught the ear of hip-hop's difficult-to-please underground.
"I had nothing to lose, but something to gain," Eminem says of that point in his life. "If I made an album for me and it was to my satisfaction, then I succeeded. If I didn't, then my producers were going to give up on the whole rap thing we were doing. I made some sh*t that I wanted to hear. The Slim Shady EP, I lashed out on everybody who talked sh*t about me."
By presenting himself as himself, Eminem and his career took off. Soon after giving the Rap Coalition's Wendy Day a copy of the Infinite album at a chance meeting, she helped the aspiring lyrical gymnast secure a spot at the Coalition's 1997 Rap Olympics in Los Angeles, where he won second place in the freestyle competition. During the trip, Eminem and his manager, Paul Rosenberg, gave a few people from Interscope Records his demo and he made his major radio debut on the world famous Wake Up Show with Sway and Tech. Realizing that this was the opportunity of his lifetime, Eminem delivered a furious medley of lyrics that wowed his hosts and radio audience alike.
"I felt like it's my time to shine," Eminem says of that performance. "I have to rip this. At that time, I felt that it was a life or death situation."
Eminem would soon record the underground classic "5 Star Generals." This record helped establish him in Japan, New York and Los Angeles. It also helped him earn a spot on the inaugural Lyricist Lounge tour, which took him to stages from Philadelphia to Los Angeles. Set to take the hip-hop world by storm with his unique lyrical approach and punishing production, Eminem and his The Slim Shady LP are sure to have listeners captivated.
"I do say things that I think will shock people," he says. "But I don't do things to shock people. I'm not trying to be the next Tupac, but I don't know how long I'm going to be on this planet. So while I'm here, I might as well make the most of it."

Full Discography

-Soul Intent - "Fucking Backstabber" / "Biterphobia" - 1996
-Eminem - "Infinite" LP - 1997 Web Entertainment - (No longer available)
-Eminem - "Slim Shady" EP - 1998 Web Entertainment - (No longer available)
-Shabaam Sahdeeq - "5 Star Generals" (featuring Eminem, Kewst, Skam, A.L.) - 12-inch single - 1998 Rawkus Records
-"Green and Gold" from The Anonymous's - "Green and Gold" EP - 1998 Goodvibe Records
-"Trife Thieves" from Bizarre's "Attack Of the Weirdos" EP - 1998 Federation
-"We Shine" from Da Ruckus's "Episode 1" EP - 1998 Federation
-"Fuck Off" from Kid Rock's "Devil Without A Cause" LP - 1998 Atlantic Records
-OldWorlDisorder - "ThreeSixtyFive" (featuring Eminem) - 12-inch single - 1998 Beyond Real Recordings
-Bad Meets Evil (Eminem & Royce) - "Nuttin' To Do" / "Scary Movies" - 12-inch single - 1998 Beyond Real Recordings
-Eminem - "My Name Is..." (clean version) / (extra dirty version) - 12-inch single - 1999 Interscope
-"Freestyle" - Tony Touch: "Power Cypher 3" - 2CD - 1999 Touch Ent.
-Sway & Tech - "The Anthem" (featuring Eminem, RZA, Kool G. Rap, Xzibit, Pharoah Monch, Tech 9ne, KRS-One, Jayo Felony) - 12-inch single - 1999 Interscope Records
-"Hustlers and Hardcore" from Domingo's "Behind The Doors of the 13th Floor" LP - 1999 Roadrunner
-"Any Man" - from "Rawkus Presents Soundbombing 2" compilation - 1999 Rawkus Records
-"My Name Is" - Rock Star Remix - MP3 - 1999 - Eminem.Com Exclusive
-"Guilty Conscience" Video Mix - (clean w/ chorus) / (dirty w/chorus) - 12-inch promo - 1999 Interscope
-"Get You Mad" - Sway & Tech featuring Eminem - from the LP "This or That" - 1999 Interscope
-"Busa Rhyme" - Missy Elliot featuring Eminem - from the LP "Da Real World" - 1999 East / West
-"Watch Dees" - DJ Spinna featuring Thirston Howl III & Eminem - from the EP "Heavy Beats Vol. One" - 1999 Rawkus
-"Bad Guys Always Die" - Dr. Dre and Eminem from the soundtrack "Wild Wild West" - 1999 Interscope
-"Three Verses" - MP3 - 1999 Eminem.Com Exclusive
-"Macosa" - Outsidaz featuring Eminem - 1999 Ruffnation White Label 12"
-"Bad Influence" - End Of Days Soundtrack -1999 Interscope Records
-"My Fault" (Pizza Mix) - Celebrity Deathmatch Soundtrack - 1999 Interscope Records
-"Pick It Up" (Live) - MP3 - 1999 Eminem.Com Exclusive
-"Forgot About Dre" - Dr. Dre featuring Eminem from Dr. Dre's "Chronic 2001" LP -1999 Aftermath Ent.
-"What's The Difference" - Dr. Dre featuring Eminem & Xzibit from Dr. Dre's "Chronic 2001" LP - 1999 Aftermath Ent.
-"If I Get Locked Up Tonight" - Funkmaster Flex & Big Kap featuring Eminem & Dr. Dre - 1999 Def Jam
-"Dead Wrong" - Notorious B.I.G. featuring Eminem from the LP "Born Again" - 1999 Bad Boy
-"Murder Murder" (New Remix) - Eminem from Next Friday Soundtrack - 1999 Priority Records
-"Stir Crazy" - Madd Rapper featuring Eminem from the LP "Tell Em Why U Madd" - 2000 Columbia
-"Just Rhymin' With Proof" - Eminem & Proof Freestyle in Paris - 2000 Eminem.Com Exclusive
-Eminem - "Marshall Mathers LP Promo Tape" - 2000 Aftermath / Interscope

Статьи

Негритянский английский (Вы говорите по-черному?)
Автор: Владимир ЖАПОВ
(опубликовано в газете "Иностранец" N19 от 04.06.2002, http://www.inostranets.ru/)

ЧТО ЭТО?

Откуда взялся негритянский английский, лингвисты до сих пор толком не знают. Не могут даже прийти к согласию, как этот феномен относится к литературному английскому. Одни, самые экстремисты, считают, что это отдельный язык. Другие называют его диалектом - но диалект понятие областное, а не национальное, да еще несет в себе неполиткорректное значение неправильности, отклонения от нормы. К тому же в Нью-Йорке, Техасе, Алабаме есть свои местные, скажем так, вариации. Сленгом <черный английский> тоже не назовешь, тем более, что и собственный сленг в его системе тоже имеется и называется jive - а есть и стандартная форма языка, так говорят в черной, негритянской церкви. Словом, ученые осторожно называют Black English афро-американским вариантом английского языка, по-английски variety - слово подходящее, поскольку политкорректное: пусть расцветают сто цветов. А само явление гораздо глубже, чем чисто языковая загадка, потому что в нем намешано множество социальных, этнических, культурных, политических веяний и проблем; добавить извечный вопрос расовых отношений - получается гремучая смесь.

АМИНЬ?

Есть несколько теорий происхождения негритянского английского. Первая теория - креольская. Рабы, привезенные в Северо-Американские штаты, привезли с собой западно-африканские языки, в контакте с белыми хозяевами развили примитивный способ общения с использованием английской лексики, а звуковой строй языка представляет собой нечто среднее между его английским и африканским источниками. Вторую теорию разрабатывают американские диалектологи. Они считают, что язык появился на основе специфических диалектов юга США, на которые особенно повлияли восточно-английские диалекты. Третья, самая актуальная, - теория социолингвистическая. Она говорит, что своей непохожестью, другим словарным составом язык обязан тому неприятному факту, что его носители в течение веков были загнаны в черные гетто больших городов (так называемые <внутренние города>, inner cities) - и в замкнутых, вытесненных в нижний класс сообществах, в ограниченном пространстве и появилось это своеобразное явление. За каждой теорией - своя правда, так что лучше учитывать все три. Но если южный носовой призвук и социально окрашенная лексика в языке очевидны, то западно-африканские корни заметны не так хорошо. Самое хорошо сохранившееся - манера жестикулировать. Система call - response, то есть способ аудитории реагировать на оратора: например, в афро-американской церкви паства дружно отвечает проповеднику на его обращения, через слово звучит <Аминь!> как отзыв на пароль.

ПРОСТАЯ СИСТЕМА

Звучит афро-американский английский иначе, чем просто американский английский. В нем, например, как в британском, отсутствует густое американское R после гласных: car, summertime даже на письме иной раз обозначаются как cah, summahtime. Хотя собственного стабильного правописания у Black English нет. Другие любопытные приметы произношения роднят афроамериканцев с нерадивыми русскими школьниками. И те, и другие игнорируют ненавистные межзубные звуки th - правда, наши заменяют их на <с> и <з>, а ненаши - на <т>, <д>, <ф> и <в>: скажем, загадочный <бавва>, buvvuh, - это brother; def - это death. Инговые окончания с носовым звуком на конце упрощают до in". С ударением обращаются вольно: police, например, ударяют на первом слоге. Российские школьники тоже так делают сплошь и рядом. Правда, двоечники могут не радоваться: в негритянском английском эти особенности - не искажение нормы, а собственная норма, своя система, только другая.

ВРЕМЕНИ НЕТ

И грамматика <черного английского> - мечта нашего школяра, измордованного системой из двенадцати времен с громоздким future-in-the-past впридачу. В афро-американском варианте вместо всех этих хитростей берется простая и приятная, как доллар, форма be. Или вообще ничего не берется. Отрицание во всех временах, лицах и числах может выражаться словом ain't. Часто о времени вообще можно догадаться только по контексту. Правда, западные ученые выделяют в Black English систему из пяти настоящих времен. Со временем у афроамериканцев особые отношения. Говорят даже об особом CPT, colored people's time. Афроамериканцам не важно приходить по расписанию, be on time, вовремя - им важно пребывать в гармонии со своими чувствами, с природой - be in time, во времени. А еще у них, как и у нас, есть двойное и тройное отрицание.

ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Словарь афро-американского английского сложился из многих источников. Первый - фольклор, пословицы, поговорки. Из фольклора берут начало вербальные игры. Скажем, the dozen, дюжина - смысл ее в том, чтобы словесно унизить мать своего оппонента, наговорить кучу изобретательных гадостей. Оппонент, не копаясь в кармане в поисках слова, должен немедленно ответить, отбрехаться (кстати, подобная культура перебранки существует отчасти в российских деревнях, отчасти в детсадах) - так они показывают друг другу, что владеют ситуацией. В этих упражнениях оттачивается речитатив, который так знаком нам по рэпу или хип-хопу, отсюда берет начало умение быть ди-джеем, накладывать мелодии, создавать композиции... Впрочем, все это давно уже часть всемирной коммерческой культуры. Один из огромных пластов лексики языку дала церковь, первый общественный институт, объединивший черных рабов. Там они могли общаться, оттуда берут начало многие слова и выражения. Некоторые из них - больше чем слова. Brother, sister, soul - важнейшие понятия в афро-американской культуре. Брат - это всякий афроамериканец. Другой источник - музыка. Американские негры обогатили мировую культуру таким количеством музыкальных стилей и направлений, что в этом с ними мало кто может сравниться. И здесь уже не Black English что-то заимствовал из окружающего мира, а весь мир ввел в свои языки слова, взятые у него: соул, ритм-энд-блюз... все, что обозначает стили, разновидности джаза, музыкальные инструменты. Теперь ту же роль выполняют рэп и хип-хоп-культура, обогащающие в том числе и российских тинейджеров познаниями в области <черного английского>. Самый неформальный, ненормативный словарный слой дал негритянскому английскому преступный мир. Именно из криминального мира гетто тянутся, например, длиннейшие синонимические ряды для обозначения каждого из наркотиков - большинство из этих слов, кстати, всосалось в общий американский сленг. В гетто специально работали над языком, чтобы он был никому не понятен.
Секретничать чернокожие обитатели Америки начали еще тогда, когда появились на континенте: рабам надо было держать кое-что в секрете от хозяев - даже тогда, когда они говорят на одном языке. Сказать так, чтобы понял только тот, кому надо. Типичный способ - взять слово и употребить его в противоположном значении: stupid (тупой) - <хороший>, оскорбительное nigga (<ниггер>) в общении между своими принимает значение <товарищ, брат, свой>. Fat (жирный) - правда, его даже пишут как phat - крутой. You be phat! - Ты крутой! Dope (наркотик) тоже приобретает значение <отличный>, а death (смерть) в написании и произношении def означает то же самое, что и cool. А уж что значит это слово, знает каждый российский первоклассник. Всеми этими находками широко пользуется реклама. Еще Black English пополняется за счет спорта - в первую очередь баскетбола. НБА в огромных количествах производит специфический жаргон, который с восторгом подхватывает молодое поколение уличных баскетболистов.

ВСЕ НАОБОРОТ, ИЛИ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Межкультурная коммуникация, общение представителей разных культур - вопрос безопасности. И межнациональной, и международной. От непонимания произошло немало громких и тихих конфликтов - и межличностных, и международных, и от непонимания негритянского английского - в том числе. Вот, например, слово bad (плохой) афроамериканцы переосмыслили в своем духе: у них это положительное определение, оно означает гордость, непокорность, достоинство. Однажды во время холодной войны Мухаммед Али сказал, обращаясь к народу Танзании: There are two bad white men in the history of the world, the Russian white man and the American white man.They are the two baddest men in the history of the world. То есть два самых плохих белых человека в мире - это русский и американец. Естественно, Али имел в виду <самых великих, могущественных, бесстрашных>, но его не поняли, и едва не разгорелся крупный международный дипломатический скандал. Другой скандал, не столь давний, возник из-за разных значений слова bitch (<сука>) - афроамериканцы, легко понять, вкладывают в это слово положительное значение. Если одна черная женщина называет так другую черную женщину, она имеет в виду, что это ее лучшая подруга. В октябре 2000 года ведущий сатирической программы Have I Got News For You на BBC Ричард Блэквуд назвал этим самым словом королеву. Представители ВВС оправдывались: мол, Блэквуд использовал слово не в оскорбительном смысле, а так, как оно используется в хип-хопе и рэпе. Дело вынесли на рассмотрение комиссии по выработке и соблюдению норм на британском телевидении, которая в марте 2001 года вынесла решение: так можно называть даже королеву. Впервые было официально признано, что в Black English это слово по отношению к женщине не только допустимо, но даже имеет одобрительный оттенок. Вопрос межкультурной коммуникации может быть вопросом жизни и смерти. В 1992 году черный рэппер Ice T потряс всю Америку своей песней Cop Killer, которая стала его ответом на гибель молодого афроамериканца Р. Кинга, забитого насмерть группой полицейских. В песне было множество слов и выражений, непонятных для непосвященных, специфичных для Black English, и никто из белых американцев не понял настоящего смысла песни, в которой в основном поднимались социально-политические вопросы. Общественность восприняла ее как призыв к убийствам стражей порядка. Полиция организовала демонстрацию протеста перед зданием компании, выпустившей диск. Столкновение демонстрантов и афроамериканцев вылилось в кровавые волнения, захлестнувшие Лос-Анджелес. В результате песней заинтересовалось ФБР, правительство США публично предало Ice T анафеме, свое неуважение к хип-хопу выразили знаменитые американские киноактеры.

КОД

Цифры у афроамериканцев - не просто цифры. Это своеобразный код, который понятен только посвященным. Например, в штате Калифорния уголовная статья за убийство - 187-я. Чернокожее население штата Калифорния вместо слова <убийство> говорит <187>, синонимом слова <выпивка> может служить номер статьи за распитие спиртных напитков. 411 - номер справочной службы, так что Give me 411 означает <дайте мне информацию>. Общеизвестное 911, <телефон спасения>, означает <ЧП>. Что-то из этих изобретений уже вошло в национальную культуру - к примеру, американцы даже свою национальную трагедию обозначили как <День 911> (9 - сентябрь, 11 - число, общее значение - чрезвычайная ситуация). Очень распространенное явление в <черном английском> - использование неформального названия города. Нью-Йорк, например, еще с начала ХХ века именуется Большим Яблоком, Big Apple. Новая мода - вместо имени города называть номер его кода: город 212, например. Уже есть и духи такие, <212>. Кстати, Москву уже тоже иногда именуют <городом 095>.

ЭБОНИКС

Неологизмом Ebonics назвал в 1973 году язык афроамериканцев Р. Л. Уильямс, доктор психологии, профессор Вашингтонского университета в городе Сент-Луис (Миссури). Слово означает буквально <черная фонетика> (от ebony - черный и phonetics - фонетика). В 1997 году Уильямс выступал на слушаниях в Сенате, где требовал для Ebonics лингвистического статуса полноправного языка. У Ebonics, утверждал он, есть собственная словарная система, есть особая грамматическая структура и морфология. Многие языковые и неязыковые признаки (жестикуляция, мимика, заполнители паузы) роднят его с языками и диалектами, на которых общаются в Западной Африке и Карибском регионе. В Ebonics, доказывал он, есть и местные наречия, и жаргоны, и социальные диалекты - все, что присуще настоящему языку. 18 декабря 1996 года школьный совет города Окленда в штате Калифорния (этот город особенно славится своей культурной терпимостью) опубликовал <Оклендскую резолюцию> с предложением узаконить преподавание на Ebonics, родном языке негритянских детей: на стандартном английском им тяжелее учиться. Резолюция сработала как детонатор: разразилась буря политических дебатов, <культурных войн>, начались слушания в Сенате и многочисленные конференции лингвистов и культурологов. Главное возражение против предоставления Ebonics особого школьного статуса - очень простое: дети, обучаемые на нем, так и не освоят стандартного английского, не смогут справляться с тестами, не впишутся в общество, говорящее стандартно, останутся социальными маргиналами, не преуспеют в жизни. На тему Ebonics стали гадко пошучивать, изображая чернокожих американцев преступниками, наркоторговцами, тупыми, ленивыми, неамбициозными. Сексуально озабоченными, озлобленными, живущими только инстинктами. Безработными и сидящими на социальных пособиях. А попытки узаконить Ebonics в качестве языка обучения стали называть официальным признанием интеллектуальной недоразвитости его носителей. Так термин, который изначально был призван сплотить черных американцев, превратился в символ социальной и культурной деградации. Никакого особого статуса в школе Black English сейчас не имеет. К лучшему это или к худшему - спорят до сих пор.

МУЗЫКА ЕСТЬ, НО НЕ БЛАТНАЯ

Иностранцу понять афроамериканца может быть довольно трудно, особенно если этот последний не дает себе труда быть понятным. Понимает ли Black English рядовой американец? Настолько, насколько элементы <черного английского> проникают в общую речь через массовую культуру, брейк, хип-хоп и рэп. Настолько, насколько их доносит интернет, газеты и телевидение. Если белая культура переняла какое-то слово и сделала его своим - оно уже теряет смысл, не воспринимается как нечто таинственное. Значит, надо создавать новое. И оно создается, баланс поддерживается.

Таинственность речи, закрытость для непосвященных отнюдь не ставит Black English на одну доску с блатной феней. Хотя офеньский жаргон, в какой-то степени породивший ее, тоже основывался на принципе <чтобы всем остальным было непонятно>. Воровской жаргон есть в любом языке, и в негритянском английском тоже. Но в большом афроамериканском английском выражает себя не маленькая преступная группа, а целая раса со своей историей, с культурным опытом, со всей своей тоской и любовью, счастьем, горем, жесткой жизненной правдой. На этом языке пишется проза и поэзия, среди которой встречаются замечательные книги. Например, написанная в 1982 году книга Элис Уокер (Alice Walker) The Сolor Purple получила Пулитцеровскую премию. Переводить Black English на стандартный английский - все равно что пересказывать стандартным литературным языком Бажова, Лескова, Шергина.
"Я был послан, чтобы заколебать этот мир..."

Маленький нью-йоркский клуб набит под завязку. Большинство посетителей - белые девчонки от 14 до 18 лет, отчаянно протискивающиеся к пустой пока еще сцене. Неожиданно зал взрывается визгами и стонами на сцену с охапкой бутылок минеральной воды в руках выбегает невысокий мускулистый молодой человек с выбеленными короткими волосами и совершенно безумным взглядом сверлящих голубых глаз. Зал в истерике. "Боже, какой красавец", - визжит девчонка в первом ряду. "Смотрите, он в жизни круче, чем по МТB", - вопит другая. Они знают каждое слово и не устают подпевать, хотя обе пластинки этого музыканта запрещены к продаже детям до 18-ти. Он поет про то, как хочет расправиться с Бритни Спирс и Кристиной Агильера, про то, как его фанат сошел с ума и, разогнавшись на машине, слетел с моста вместе с подружкой, которую он запихнул в багажник, или про то, что "если у нее уже отросли волосы на лобке, оттрахай ее прямо на столе так, чтобы она вырубилась и забыла, как она сюда вообще попала", но поклонниц это не смущает, наоборот, кажется, что чем жестче и грубее рэпповка, тем в большем экстазе заходится зал, выкрикивая строчки злобных и беспощадных стихов. Человек на сцене неистовствует, мечется и бьется в истерике. Явно довольный владелец клуба стоит в углу и с усмешкой поглядывает на обезумевших посетительниц. "Моей дочке сегодня как раз четырнадцать стукнуло, - поясняет он, - и она попросила, чтобы я ей привез Эминема. Вот ей и Эминем..." Тем временем концерт подходит к концу. Эминем срывает крышку с последней невыпитой бутылки воды (поговаривают, что он столько пьет на сцене, потому что перед выступлениями не отказывает себе в паре-тройке таблеток неожиданно ставшего модным среди рэпперов экстази) и выливает ее на головы стоящих ближе к нему. Потом он неожиданно садится на край сцены, и десятки девичьих рук немедленно вцепляются ему в джинсы. Они стягивают штаны и пытаются ухватить кумира за переднее место. "Я потрогала член", - вопит какая-то счастливица. Эминем вырывается, вскакивает на ноги, в последний раз показывает залу средний палец и уходит со сцены. В сопровождении охраны он быстро идет к белому лимузину, припаркованному в заднем дворе. Самая прыткая фанатка бежит за ним с воплем: "Я хочу тебя трахнуть!" - "Я тоже хочу тебя трахнуть, - на ходу бормочет ее кумир, - но не буду". Как и положено в американской мечте, детство у нынешней суперзвезды выдалось то еще. Отец бросил их с матерью еще до его рождения (ей тогда было всего 17). "Мой отец? Я его не видел ни разу в жизни, даже на фото. Я не знаю, как он выглядит", - злобно говорит музыкант. В детстве, страдая от нападок одноклассников, он мечтал о сильном отце и даже послал ему несколько писем по случайно найденным адресам, но все они вернулись с пометкой "Адресат выбыл". "Я слышал, что сейчас он разыскивает меня, - говорит Эминем. -Если найдет, я с удовольствием пошлю его далеко и надолго, ненавижу ублюдка!" В первые годы жизни маленького Маршалла мать непрестанно переезжала из штата Миссури в Мичиган и обратно, пока, наконец, не обосновалась в Детройте - автомобильной столице Америки, одном из самых грязных и криминальных городов Штатов. Они жили в самом бедном районе, где Мэзерсы были одной из трех белых семей квартала. Естественно, парню доставале по полной - и в школе, и на улице. Не проходило и дня, чтобы он вернулся домой без синяков. У будущего рэппера отбирали все: куртку, кроссовки, магнитофон. Впрочем, это не помешало ему влюбиться в черную музыку с первого взгляда. Когда Маршаллу было 15 лет, его любимый дядюшка Ронни дал ему послушать саундтрек к фильму "Breakin'". Песню "Безрассудный" там исполнял Ice-T, и этого хватило, чтобы мальчик понял, чем он собирается заниматься в жизни. Потом были LL Cool J, первые собственные рэпповки. Новое увлечение оказалось слишком сильным, и в 1989 году 17-летнего Маршалла выгнали из школы, после того как он три раза подряд провалил экзамены. Следующие пять лет он потратил на оттачивание рифм и запись демо. Он переиграл в целой куче групп и не пропускал ни одного конкурса рэпперов в штате, несмотря на то, что там белого певца встречали не особо любезно. "Когда я первый раз вылез на сцену, меня с нее столкнули, как только я потянулся за микрофоном, - вспоминает Эминем. - Но я все равно знал, что у меня получится!". Чтобы заработать себе и подружке на хлеб, он "халтурил" вечерами в местных фаст-фудах. Тяжелее всего пришлось в 1995 году: Ким уже ждала ребенка, денег в семье не было вообще, а записанный тяжкими трудами первый альбом, "Infinite", полностью провалился - магазины просто отказывались брать его на продажу. "Мне было 23, и я не мог даже купить памперсов своей дочке, - грустно говорит Эминем. - Я понял, что должен что-то сделать, и немедленно, иначе - погибель". От злости на весь окружающий мир он придумал жестокого и агрессивного персонажа Слима Шейди - свое второе "я", от имени которого начал писать песни о самых затаенных, мрачных и кровавых фантазиях; как и положено, удача пришла в последний момент. Эминема и его группу D-12 случайно услышала знатная продюсерша Венди Дей и пригласила на свою "Рэп-Олимпиаду". Парни отправились туда в надежде на первый приз - 500 долларов в их ситуации были бы спасением, но тут судьба улыбнулась им в 32 зуба - на концерте оказался один из ассистентов Доктора Дре, легендарного рэппера и одного из лучших продюсеров мира. На следующий день, послушав демо-кассету, Дре объявил Эминема в розыск, через несколько недель Эминем и добрый Доктор записали сингл, а потом сняли клип, с которым Маршалл Мэзерс буквально взорвал MTV. А потом был первый альбом, немедленно после появления попавший в чарты Billboard аж на второе место. Так к детройтскому парню, недавно жарившему в закусочной бургеры за пять с половиной долларов в час, пришла мировая слава. Кстати, Маршалл до сих пор едва ли не боготворит Доктора и других участников легендарной гангста-группы N.W.A. (распавшейся после смерти от наркотиков знаменитого Easy Е) и мечтает записаться на их новом альбоме, который вскоре выйдет в свет. У него есть все шансы - последнее время, с легкой руки Доктора Дре, приглашать модного "белячка" на свои пластинки стали все кому не лень. Эминем в паре с Рэквуном из Wu-Tang Clan появился даже в саундтреке ко второй части "Чокнутого профессора". Лирика Эминема - это отдельная история. Блондин-скандалист не пошел по проторенной дорожке и не стал, подобно сотням остальных рэпперов, петь про крутые тачки, телок и бабки. "Рэп-музыка освободила меня от всех предрассудков, - говорит он, - и я знаю, что должен сказать". В самой скандальной песне с первого диска, "The Slim Shady LP", "Бонни и Клайд образца 97 года", он поет об отце, который убивает мать и топит ее в пруду при помощи их маленькой дочери. "Эй, помоги-ка папочке обвязать этот камушек веревкой! Вот так вот, раз-два-три, и мама в воде. Больше не будет наводить у нас свои порядки и кричать на папу". Его дочь Хейли, которой тогда было 2 года, тоже участвовала в записи песни. "В тот день я наврал Ким, что иду с Хейли в кафе, - вспоминает Эминем, - а сам взял ее в студию, когда она узнала, что я записал голос нашей дочери в песне про то, как я ее убиваю и топлю, она так орала - я думал, она взорвется!" Впрочем, хотя не так давно Маршалл и Кимберли все-таки поженились, в семье явно не все так уж гладко: пример тому - песня "Kim" с нового альбома, которая является как бы прелюдией к "Бонни и Клайд". "Когда я поставил ей эту песню, - жалуется Эминем на супругу, - она окончательно убедилась, что я - сумасшедший". Песня о том, как Эминем избивает жену, сажает ее в фургон, приковав к дверце наручниками, и везет к реке, перемежая угрозы убить с признаниями в любви, действительно выходит за всякие пределы того, что было в музыке раньше. "Если бы я был на месте Ким, то просто бросил бы его и сбежал после этой песни, - посмеивается Доктор Дре. - Это уж слишком, он всю песню просто орет и плачет. Но вообще-то хорошо, что они вместе: Ким дает ему творческий импульс!" Хотя после ошеломляющего успеха двух пластинок подряд Эминема наконец-то приняли за своего поклонники черного рэпа, он все же ощущает, как нелегко быть белой овцой в черном стаде. "Странно все это, - подтверждает Доктор Дре. - ну, как если бы по телеку показывали черного пацана в казаках и шляпе, который пел бы кантри под банджо, многие говорили, что незачем поддерживать "белячка" с голубыми глазами. Но мне плевать. Если ты пишешь крутую музыку, можешь быть хоть бордовым в клеточку - я буду с тобой работать". Поддержка Дре оказалась для Маршалла невероятно важной, но и мастерство не пропьешь: все рэпперы восторгаются оригинальностью и независимостью новой звезды. Эминем не пытается косить под Jay-Z, DMX или Тупака Шакура; кроме того, он, наверное, - единственный современный MC, герои песен которого - небогатые и белые люди. Его успех запросто можно было предсказать: известно, что, вопреки общему мнению, основная масса покупателей пластинок гангста-рэпа - не уголовники-негритята, а белые подростки из небольших городов, теперь у них наконец-то появился свой герой, самый злобный, безумный и безбашенный из рэп-музыкантов мира, и они готовы платить сэкономленные от школьных завтраков доллары за его пластинки! Сам музыкант прилагает немало усилий для того, чтобы поклонников у него стало как можно больше. Он любит прикалываться над интервьюерами: мол, вся его жизнь в хип-хопе - всего лишь способ стать знаменитым, чтобы пригласили актером в крутой порнофильм. Пока порно не светит, он сыграл в более традиционном кино - хип-хоповый ужастик "Дружки" (Friendz) выйдет в американском прокате уже в этом году. Явно двигаясь по следам старших товарищей вроде Ice-T и Ice Cube, Маршалл всерьез собирается стать также и режиссером и заняться съемками фильма... про собственную жизнь. Ну, не совсем собственную, это будет кино про рэппера, который отчаянно стремится достичь успеха, но на пути к нему ему все время ставят палки в колеса, впрочем, там будет много мистики, тайн и болезненных фантазий его создателя, и, ко всеобщему сожалению, сам Слим Шейди не будет играть в нем главную роль. Так, может быть, появится в эпизоде в роли какого-нибудь мелкого пушера. К счастью, чтобы увидеть фильм, не нужно дожидаться, пока жизнь Эминема завершится, - сценарий уже закончен, и съемки начнутся в начале следующего года. Однако это еще не все: Маршалл Мэзерс заканчивает работу над 26-серийным мультиком о себе, любимом. Он сам написал почти весь сценарий, и, что особенно приятно, сам собирается озвучить всех персонажей! Мультик будет интернетовским, а крутить его начнут на специально сделанном сайте http://www.slimshadyworld.com (по одной серии в неделю), где, кстати, уже сейчас можно оставить адресок, чтобы получить письмо от самого Эминема - он сообщит тебе лично, когда покажут первую серию. Как это ни поразительно, но успех и мировое признание не убавили новоявленной рэп-звезде проблем, скорее, наоборот. "Успех означает для меня пока лишь одно, - жалуется Эминем, - у меня появились деньги, так что теперь, когда мне охота пожрать, я всегда могу это себе позволить", вот так, без особого восторга. Зато неприятностей - хоть отбавляй, в данный момент Маршалл Мэзерс судится одновременно с несколькими частными лицами и организациями, среди которых... его собственная жена, мать, и - что уж совсем ни в какие ворота не лезет - бабушка! Жена подала на него в суд за побои и оскорбления, мать - за то, что в нескольких песнях и интервью он заявил, что именно благодаря ее пристрастию к таблеткам с детства начал употреблять наркотики ("странно было бы, если бы я не стал наркоманом - у моей мамаши под матрацем всегда было полно этой дряни, и я об этом прекрасно знал. Барбитураты, антидепрессанты, валиум, прозак да всякая химия - только руку протяни"), а бабушка - за то, что в одной из композиций ее внучек засэмплировал голос своего любимого дяди Ронни, когда-то приобщившего мальчика к волшебному миру хип-хопа и покончившего с собой девять лет назад. Впрочем, с возмущенными родственниками тоже не все так просто, например, скандальная песня, в которой Эминем называет свою мать наркоманкой и бродяжкой, вышла еще в начале года, а иск на 10 миллионов долларов мать предъявила ему совсем недавно, что наводит на мысль о том, что родственнички попросту ждали, пока Маршалл подзаработает. В жизни этого белого рэппера как будто бы действует какой-то мрачный закон: чем больше денег, тем больше неприятностей. Прошло всего несколько месяцев после свадьбы, и Эминем оказался перед очередным судебным процессом. Узнав, что Ким тусует в клубе "Hot Rock Cafe" с другим мужчиной, расстроенный Маршалл прихватил друга и двинул по следу изменщицы. Увидев на стоянке свою любовь, целующуюся с неким Джоном Гуэрра, Эминем выпрыгнул из машины и, размахивая незаряженным пистолетом, ринулся на соперника. Обоих тут же повязала полиция (прихватив заодно и Кимберли "за оскорбление при исполнении служебных обязанностей"). Атмосфера сгущается: сейчас по американским законам Эминему реально грозит девять лет тюрьмы (пять - за незаконное ношение оружия и еще четыре - за нападение). Этим летом его даже не выпустили за границу - находящийся под подпиской о невыезде Маршалл был вынужден отменить свои концерты в Англии, вместо зарубежного тура он покатался по Америке вместе с Доктором Дре и своими давними корешами Limp Bizkit. Отдельная история - отношения Эминема с гомосексуалистами. Уже на "The Slim Shady LP" он вполне откровенно высказался о геях и лесбиянках, которых мачо рэппер явно считает людьми второго сорта, но настоящий скандал разразился после выхода "The Marshall Mathers LP". Хваленая идеология американской политкорректности трещит по всем швам: еще бы, ведь местные подростки в первую же неделю купили 1760 тысяч экземпляров пластинки, где в песнях попадаются строчки вроде: "вы прозвали меня Тощий Анус? Да, пусть я - Тощий Анус! Меня, по крайней мере, в него не трахают, как вас, маленьких пидеров!", "Мои песни - как заточенный топор, которым я проломлю тебе череп, если ты - пидер или лесба, гомосек, гермафродит или трансвестит", или "ненавижу ли я пидеров? ответ: "да!". После того как MTV посвятило музыканту целый уик-энд, - программу EmTV, - секс-меньшинства забили тревогу. Американская ассоциация "геи и лесбиянки против унижения" выпустила особое заявление, сообщив, что ничего оскорбительнее и грубее "The Marshall Mathers LP" не выходило уже долгие годы. Впрочем, для производителей альбома такой скандал - всего лишь дополнительная реклама. Сам Эминем утверждает, что его песни отражают личную позицию и не являются моделью для подражания. "Я никому не обязан ничего объяснять,- говорит уставший от нападок певец. - Когда мои песни слушают подростки, они понимают, что я шучу, они могут отличить, когда я серьезен и когда прикалываюсь. До взрослых уродов это почему-то не доходит." Он говорит, что слово "пидер" необязательно означает "гомосексуалист", и вообще поклонники Эминема пока еще не набросились ни на одного гея с бейсбольными битами. По мнению самого Эминема, насилие в музыке никак не связано с насилием в жизни, "я вырос на пластинках 2 Live Сrew и N.W.A. и до сих пор никого еще не убил - заявляет он. И огорченно добавляет: "Я смотрел "Спасти рядового Райана". По мне, это самое больное, безумное и агрессивное кино в мире. Но я что-то не вижу, чтобы кто-нибудь покритиковал его за насилие." Эминем, заявивший на альбоме "The Slim Shady LP": "Бог послал меня, чтобы взбесить этот мир", вполне успешно движется к этой цели. Однако, хотя по его песням этого не скажешь, Маршалл Мэзерс может и умеет любить - нежно, беззаветно и преданно - так, как он любит свою дочь Хейли Джейд. Но хочет ли он ответной любви от человечества? "К черту все это, - говорит он. - Когда я выйду из этой рэп-игры, мне будут не нужны все эти дурацкие похвалы типа "Он был лучшим" или слезы этих идиотских фанаток. Я просто хочу, чтобы меня уважали".

Tereshenkov N.W.A. © 2001-2003
Designed by AleX

Hosted by uCoz